понедельник, 12 марта 2012 г.

ИСТРЕБИТЕЛИ НА «ЖИГУЛИ». Как генералы Минобороны Украины меняли два боевых «МИГа» на 24 «Жигуля» от республики Азербайджан

 Во время одного из своих посещений Запорожья, на пресс-конференции в Доме печати Григорий Омельченко, будучи тогда начальником отдела военной контрразведки по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, сообщил сенсационный факт – Службе безопасности Украины удалось предотвратить угон за границу двух боевых самолетов «МИГ-25».

 По словам Г. Омельченко, эти «МИГи» по фиктивному договору были проданы за 24 «Жигуля» одной из воюющих стран бывшего СССР. К афере якобы были причастны генералы Министерства обороны Украины, а также некоторые руководящие работники Кабинета Министров.

«МИГи», находившиеся на одном из авторемонтных предприятий Запорожья, уже были готовы к вылету за границу – был готов план перелета и подобраны экипажи из страны-покупательницы. Как заявил Г. Омельченко, сотрудники СБУ провели операцию по задержанию самолетов и виновников блестяще – без стрельбы и шума. Материалы дела были переданы Генеральной прокуратуре Украины, возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

Информация об этом скандальном деле, появившаяся в СМИ, вызвала эффект разорвавшейся бомбы и в Министерстве обороны Украины, и в Кабмине. Григорий Омельченко в передаче информации прессе был более оперативен, чем, сами оперативные службы, в обязанности которых входило информирование о чрезвычайных происшествиях высших руководителей страны.

Но, как это у нас часто бывает, пошумели, пошумели и забыли. Чем же закончилось это громкое дело, которое, по словам Г. Омельченко, было передано для расследования Генеральной прокуратуре Украины?

Мне удалось раздобыть на этот счет интересный документ-справку Генеральной прокуратуры о результатах проверки, подписанную тогдашним Генеральным прокурором. В. Дацюком. Называется она так: «Справка о результатах проверки действий должностных лиц Минобороны Украины в отношении попытки передать Азербайджанской республике двух самолетов МИГ- 25РБ №№02018204, 02048351».

Установлено: указанные самолеты были приняты для проведения среднего ремонта на 713-й авиаремонтный завод в г. Запорожье. Самолеты поступили в ремонт из воинских частей Министерства обороны бывшего СССР, дислоцированных на территории Республики Азербайджан.

В конце 1991 года в связи с провозглашением независимости Украины эти самолеты, как и все вооружение и военная техника, которая находилась в Украине, были признаны собственностью Украины.

Ремонт самолетов был закончен 3 апреля и 28 июля 1992 года. В связи с распадом СССР отремонтированные самолеты находились на заводе. Для поддержки боеготовности на самолетах осуществлялся соответствующий ремонт, проводился их облет. Стоимость ремонта самолета около 16. млн. крб. (по состоянию на сентябрь 1992 г.) заводу оплатило Минобороны Украины. Кроме того, Министерство обороны оплатило стоимость их сохранности на заводе и выполнение регламентных работ на протяжении 1993-1994 г.г. на сумму около 357 млн. крб.

 16 июля 1993 года правительство Украины и правительство республики Азербайджан, основываясь на положениях ст. 5 Договора между правительствами двух стран от 15 октября 1992 года, подписали дополнительный договор о военном сотрудничестве, который стал основой для выдачи разрешения на вывоз из Украины комплектующих изделий, запасных частей, отремонтированной техники и вооружения, других материальных ресурсов, предназначенных для ремонта военной техники и вооружения.

В границах этих договоров между Министерством обороны республики Азербайджан и штабом вооружения Вооруженных Сил Украины в лице временно исполняющего должность начальника вооружения Вооруженных Сил Украины генерал-майора В.И Цымбалюка 9 августа 1993 года был составлен контракт № 1 на ремонт МИГ-25 РБ №№ 02018204, 02048351 и передаче их Азербайджану. Последний на компенсационной основе поставит Минобороны Украины 24 «Жигуля» на сумму 150 тысяч долларов США и топливно-смазочных материалов на 67 тысяч долларов.

Как объяснил генерал-майор В.И Цымбалюк, полномочия на подписание этого контракта он получил от начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-полковника А.В. Лопаты. По его, Цымбалюка, мнению, этот контракт на передачу Азербайджану двух истребителей МИГ-25РБ необходимо было заключить, поскольку хранение их на заводе требовало больших денежных затрат.

Для получения разрешения на вывоз из Украины военной техники управление вооружений ВС Украины обратилось в правительственную Комиссию экспертного контроля. 4 августа 1993 года этот вопрос был рассмотрен на заседании Комиссии, председателем которой был вице-премьер-министр В.Г. Евтухов. Комиссия приняла позитивное решение, на основании которого было оформлено разрешение №00-1256/ 1-1-93. 4 августа разрешение подписали заместитель начальника вооружения ВС Украины и заместитель председателя правительственной Комиссии экспертного контроля Д.А. Черненко.

Факт рассмотрения в правительственной Комиссии вопроса о передаче Азербайджану двух самолетов МИГ-25РБ и его позитивное решение подтверждают В.П. Коренков и В.И. Мусиенко, которые в то время занимались подготовкой заявлений предприятий и организаций на заседание Комиссии и исполняли обязанности секретарей Комиссии.

Четырнадцатого августа 1993 года бывший министр обороны Украины генерал-полковник К.П. Морозов, рассмотрев докладную записку командующего Военно-Воздушными Силами Украины генерал-лейтенанта В. Антонца, запретил вылет самолетов в Азербайджан. Но азербайджанская сторона продолжала настаивать на выполнении Украиной договоренностей о передаче отремонтированных самолетов МИГ-25 РБ.

Это подтверждается перепиской между бывшим министром обороны Украины В.Г. Радецким и Кабинетом министров Украины. В частности, в письме от 23 октября 1993 года генералу армии В.Г. Радецкому сообщается, что в Кабинет министров Украины обратился первый заместитель премьер-министра республики Азербайджан В. Ахмедов с просьбой ускорить оформление соответствующих документов на отправку отремонтированных самолетов.

 7 ноября 1993 года министру обороны Украины от министра обороны республики Азербайджан Мамедова поступила телеграмма с просьбой разрешить вылет двух самолетов МИГ-25РБ в Азербайджан. (Такая настойчивость азербайджанской стороны понятна – боевые истребители любой стране, особенно задействованной в военном конфликте, нужны как воздух – авт.)

Перегон самолетов был запланирован на 10 ноября 1993 года. Но осуществить его не удалось в результате вмешательстве СБУ, которая запретила вылет. В это время самолеты находились в Запорожье, на территории авиаремзавода. Как сообщил начальник завода, для приведения их в боеготовное состояние необходимо было повторно провести такой же ремонт, который был проведен ранее.

Таким образом, анализируя материалы проверки, можно сделать вывод, что действия должностных лиц министерства обороны Украины генерал-полковника А.В. Лопаты и генерал-майора В.И. Цымбалюка по подготовке вывоза за территорию Украины военной техники (двух самолетов МИГ-25РБ) не противоречат требованиям Распоряжения председателя Верховной Рады Украины от 7 сентября 1991 года «О порядке передислокации военных формирований, военно-учебных заведений на территории Украины и за ее пределами».

Вывоз техники согласован с Кабинетом министров в лице его органа правительственной Комиссии по экспертному контролю, как это и предусматривалось п.1 вышеуказанного Распоряжения. Оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Проверкой также установлено, что 1 сентября 1993 года правительство Азербайджана обратилось к правительству Украины с предложением рассмотреть вопрос в отношении взаимного возврата вооружения и техники. Азербайджан обязывался возвратить Украине отремонтированные девять радиолокационных станций и 14 авиадвигателей, если Украины возвратит ему отремонтированные самолеты МИГ-25РБ.

 3 ноября 1993 года бывший министр обороны Украины генерал армии В.Г. Радецкий обратился к вице-премьер-министру Украины В.Н. Шмарову с предложением признать два самолета МИГ-25РБ, отремонтированные в Запорожье, собственностью республики Азербайджан и передать их ее Вооруженным Силам. С этим предложением В.Н. Шмаров согласился, о чем свидетельствует подпись на заявлении от 3 ноября 1993 года. «Согласовано».

18 ноября 1993 года к вице-премьер-министру Украины В.Н. Шмарову обратился опять генерал армии Украины В.Г. Радецкий с просьбой принять решение о передаче этих самолетов Азербайджану, который оплатил стоимость ремонта. В.Н. Шмаров дал на это согласие и одновременно поручил Минобороны Украины приложить максимальные усилия для реализации графика поставок топлива из Азербайджана.

В своем сообщении в Генеральную прокуратуру вице-премьер-министр В.Н. Шмаров пояснил, что в Азербайджане находится много отремонтированной военной техники, которая была отправлена еще до развала СССР. Украина заинтересована в ее возвращении двух самолетов МИГ-25РБ. Взаимовыгодность возвращения вооружения очевидна.

В соответствии со статьей 5 договора о принципах обеспечения Вооруженных Сил государств – участников Содружества вооружением, организации производственной деятельности ремонтных предприятий, научно-исследовательских и научно-конструкторских работ от 14.02.1992 года вооружение и техника, которые принадлежали Стратегическим Силам Содружества и Вооруженным Силам государств Содружества, не могут в одностороннем порядке не могут аннулироваться.

 Таким образом, действия вице-премьер-министра Украины В.Н. Шмарова, касающиеся передачи республике Азербайджан двух самолетов МИГ-25РБ, отремонтированных на заводе в Запорожье, не выходят за рамки этого Договора и соответствуют его содержанию. Больше того, за передачу этих самолетов Азербайджану высказалась и правительственная Комиссия экспертного контроля 4 августа 1993 года. Никаких нарушений действующего законодательства в действиях В.Н. Шмарова не усматривается, а поэтому в возбуждении уголовного дела отказано.

Что касается вопроса экономической выгоды и целесообразности вывоза за пределы Украины двух самолетов МИГ-25РБ, то разрешение этого не входит в компетенцию Генеральной Прокуратуры Украины. Эту справку подписал Генеральный прокурор Украины В. Дацюк.

Подведем итог. Что было? Были «МИГи», переговоры Минобороны двух стран, вице-премьер В. Шмаров. А вот уголовного дела не было. Хотя дело было громкое. Были и «Жигули» в количестве 24 штук. Куда они подевались, из справки Генпрокурора непонятно.
Я попытался связаться с народным депутатом Украины Анатолием Ермаком, который в курсе этой скандальной истории, чтобы выяснить, кому же достались «Жигули» из Азербайджана – генералам Минобороны Украины или кому-то другому? Дозвониться не удалось. Поэтому я этот материал не заканчиваю, а пишу «продолжение следует».

Свидетельствовать народный депутат Анатолий Ермак уже не может. Спустя время он погиб в дорожно-транспортном происшествии в Запорожской области. Легковой автомобиль, в котором ехал Анатолий Ермак из своего избирательного округа, вылетел на обочину и перевернулся. Народный депутат погиб мгновенно…

Валерий Полюшко, специальный корреспондент газеты «Киевские Ведомости»

Фото: gunsrus.narod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий