четверг, 23 февраля 2012 г.

ЗАЗ: ПУБЛИЧНОЕ ОБЩЕСТВО НА ЧУЖИХ КОЛЕСАХ или 1о мгновений из жизни запорожского автозавода

 
Сегодня  проходная «ЗАЗа», расположенная в главном админздании автозавода, в отличие от «Запорожстали», где кипит жизнь, поражает в разгар рабочего дня отсутствием людей. Как будто автозавод вообще не работает, а  его работники ушли в неоплачиваемые отпуска с глубокой обидой на свое закрытое акционерное общество, как это было пару лет назад. Да нет, «ЗАЗ» работает и, судя по официальной информации, даже наращивает объемы производства. Завод сменил вывеску, превратившись из ЗАО с иностранными инвестициями в публичное акционерное общество, и поставив на конвейер новую автомашину, которую в Запорожье уже окрестили «запорожский китаец».


1.ДИРЕКТОРА  «ЗАЗа»: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Вчера, в недалеком прошлом. В разгар рабочего дня по заданию газеты звоню в приемную председателя правления государственного предприятия «Запорожский автомобильный завод» Степана  Кравчуна. Секретарь тут же соединяет со Степаном Ивановичем.
-Степан Иванович, как живет сегодня автозавод? Читатели интересуются…
- Приезжай, расскажу.
Сегодня. По заданию газеты  звоню в приемную председателя правления частного предприятия - публичного акционерного общества «Запорожский автомобильный завод» Николая Евдокименко. Секретарь приемной, узнав о том, что читателей газеты интересует жизнь автозавода,  отправляет в пресс-службу акционерного общества. В пресс-службе меня переадресуют к пресс-секретарю председателя правления Елене.
-Подготовьте вопросы, какие вас интересуют, и в письменном виде отправьте в наш адрес, - говорит пресс-секретарша.
- И что дальше?- спрашиваю я.
- А дальше я передам ваши вопросы председателю правления, он их рассмотрит и наложит резолюцию, - отвечает Елена.
- Как долго это будет? – спрашиваю я, намекая на бюрократизм, уже окопавшийся в публичном обществе.
- Как только, так сразу, - говорит пресс-секретарша, и я начинаю понимать, что впустую теряю время, и потеряю еще больше, затеяв бюрократическую переписку  с обществом, которое называет себя публичным. У Степана Ивановича Кравчуна – легендарного директора Запорожского автозавода - пресс-секретарш не было. Да и зарплата у него была раз в 30 меньше, чем у нынешнего директора.


 
2.  ЗАЗ. ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ СЛЕД

На Запорожском автомобильном заводе за время независимой Украины вывеску меняли не один раз. И каждый раз возникал вопрос о льготах. Во время прихода на «АвтоЗАЗ» южнокорейской корпорации Daewoo, изъявившей желание создать СП на базе Запорожского автозавода, специально под это дело украинский парламент  в сентябре 1997 года даже  принял закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». В течение пяти лет предусмотренными законом льготами пользовалось исключительно это СП. 
Как писали тогда СМИ Украины, «СП развернуло бурную деятельность по крупноузловой сборке корейских авто, используя для закупки у Daewoo машинокомплектов значительную часть инвестиций, предоставленных все той же южнокорейской корпорацией. Но почему-то цены поставляемых в Украину машинокомплектов на 10—14 % превышали розничную стоимость автомобилей в Корее (с учетом налогов), а реализуемые СП Lanos, Nubira, Leganza обходились украинским покупателям в 1,6—1,7 раза дороже, чем автолюбителям Страны утренней свежести».
Народный депутат Украины Анатолий Семинога бил тревогу:  « И что мы имеем за пять лет работы данного предприятия? За это время не внедрено в производство ни одной современной модели автомобиля. Именно украинского автомобиля. В полномасштабном цикле производятся только две модели — «Таврия» и «Славута».

 
Теперь и этих моделей украинского автомобиля нет. В феврале 2011 года  на «Славуте» поставили жирный крест, помпезно назвав ликвидацию модели как аукцион по продаже последнего, коллекционного экземпляра ЗАЗ-1103 под названием «Золотая «Славута». А пиком производства этого авто был 2004 год - тогда на внутренний рынок и на экспорт автозавод произвел почти 30 тысяч  «Славут». Теперь  моделей украинского автомобиля украинский автозавод не выпускает. На конвейере – сплошь заграничные авто  из запчастей.

3. Почему губернатор Куратченко стучал кулаком по столу

Как сегодня на автомобильном заводе помнят громкий скандал, разгоревшийся в феврале 2003 года, с которого началась тихая приватизация украинского автомобильного гиганта. На оперативном совещании в Запорожской областной госадминистрации тогдашний губернатор Владимир Куратченко, весь выйдя из себя, стучал кулаком по столу, и  грозил  разобраться с неким гражданином по фамилии Васадзе.
«Областную власть не устраивает ситуация с передачей государственного пакета акций «АвтоЗАЗа» в управление Тариэлу Васадзе. Сам управляю, сам контролирую! Областное руководство будет настаивать через Кабинет  министров возвратить пакет акций в управление областной государственной администрации…».
Сегодня ПАО «Запорожский автомобильный завод» входит в состав корпорации «УкрАвто», которую контролирует тот же Тариэл Васадзе. А Владимир Куратченко, даже став потом членом Кабинета министром Украины и вице-премьером, так и не смог выполнять свое обещание по возврату пакета акций «АвтоЗАЗа» в управление Запорожской облгосадминистрации. Киевское ОАО «УкрАвто» выкупило (с третьего захода, после того как цена снизилась почти вдвое) более 80 процентов акций ОАО «АвтоЗАЗ», владеющего 50-процентной долей в СП. Остальную  часть собственности обанкротившейся Daewoo Corporation заимела финансово-инвестиционная компания Hirsch & Cie.

 
В 2003 году автозавод меняет форму собственности и становится закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». Сегодня Куратченко не у дел. Правда, недавно о нем вспомнил Запорожский облсовет, вручив на своей сессии экс-вице-премьеру областную награду «за весомый вклад в развитие запорожского региона».  

4.  О «черном списке», профсоюзе и заработной плате

Сегодня Запорожский автозавод не дышит на ладан, как это было неоднократно за годы независимости Украины. Как это было, например, в апреле 2009 года, когда «ЗАЗ» попал в «черный список» предприятий и работодателей Украины, составленный Национальным форумом профсоюзов Украины за незаконные увольнения, невыплату зарплаты, принудительные отпуска, сокращение рабочей недели, недостаточный уровень социальной защиты, неудовлетворительные условия труда, недостаточные меры безопасности.
ЗАО "ЗАЗ" (собственник – Т. Васадзе) за январь-февраль 2009 года уволило, по данным Национального форума профсоюзов Украины, 600 работников, заняв в запорожском регионе первое место по так называемой «минимизации» производства  и втянувшись в судебные разборки со своими бывшими сотрудниками, подавшими иски о незаконности увольнений. Причем, под метлу сокращения попали и высококвалифицированные работники, ряд из которых суд потом восстановил на работе.
Что интересно, ежегодно на автозаводе проходит собрание трудового коллектива, на котором подводятся итоги выполнения администрацией предприятия коллективного договора и подписывается новый колдоговор. Еще не было случая, чтобы профсоюз признал работу руководства автозавода по выполнению этого договора неудовлетворительной. Как и в былые времена, покритикуют на собрании начальство, оно тут же заявит, что с критикой трудящихся согласно, и что в новом году все будет по-новому. В  новом году эта история повторяется, потому как, считают работники автозавода, профсоюзы еще не стали настоящими защитниками трудящихся. Иначе  уволенные трудящиеся искали бы правду в объединенном профкоме «ЗАЗа», а в не в судах.

 
О заработной плате на частных предприятиях спрашивать не принято. Как капиталист решил, так и платит, каждому по-разному, но зарплату на «ЗАЗе» нельзя сравнить с зарплатой на «Запорожстали» - здесь она намного меньше. Правда, по неофициальной информации, зарплата руководства в разы отличается от средней заработной платы на предприятии. Информированный источник мне даже назвал сумму месячной зарплаты председателя правления и его годовой бонус. Как говорят в Одессе: вам так не жить.
Социальная сфера хотя и выведена на заводе в ООО «Соцсфера» и прочие юридически самостоятельные структуры, но продолжает свое существование в виде нескольких баз отдыха, детских лагерей, спорткомплексов в Запорожье и Мелитополе, ряде предприятий общепита, хотя последние работают несколько своеобразно. На днях заглянул в «зазовское» кафе «Славута», что в Космическом микрорайоне Запорожье не столько с целью выпить чашку кофе, сколько  просто из любопытства.
В разгар дня кафе, расположенное на центральной улице Коммунарского района города, встретило меня наглухо закрытой металлической  дверью, хотя вывеска гласила, что этот общепит в данный момент работает.  Жители рядом расположенного «зазовского» девятиэтажного общежития просветили: «Славута» работает только по заказам – свадьбы, дни рождения и прочие мероприятия. А вот чтобы перекусить или выпить чашку кофе – ни-ни, это они не делают.

5. ПРИВАТИЗАЦИЯ: ОБЩЕЖИТИЯ, ЗООПАРК И ФК «Торпедо»

Отдельный вопрос – общежития  автозавода.  Во время перехода государственного имущества в частное на глазах Запорожского отделения Фонда госимущества собственники автозавода  умудрились приватизировать вместе с основным производством и заводские общаги. Вместе с проживающими в них людьми.  Баталии по этому поводу  до сих пор продолжаются в судах, где в качестве истца выступает прокурор, требующий вернуть общежития Фонду госимущества, а затем поступить так, как это сделали на ряде запорожских заводов – передать общаги в коммунальную собственность города, а после этого выдать жильцам ордера на квартиры. Собственники «ЗАЗа», на словах пекущиеся о благе народа, добровольно передать общежития, в которых проживают их работники, городу, как это сделали, например, на «Запорожстали»,  не желают.
Дворец культуры автозаводчан теперь  тоже самостоятельная юридическая структура под названием ООО «Будинок культури «ЗАЗ», которая сама зарабатывает деньги и сама же их тратит на свои нужды, например, на ремонт здания. На этот счет не затихает скандал в Доме культуры, связанный с проверкой архитектуры и прокуратуры, которые нашли нарушения в недавно проведенном ремонте и спросили: граждане, кто ж так ремонтирует? И проект ремонта не согласован, и ввод в эксплуатацию - тоже… Дело дошло до суда.

 
По судам ходит дело и о злоупотреблениях одного из руководителей зоопарка «ЗАЗа», расположенном в Новониколаевском районе Запорожской области. В судах и милиции не могут понять, где этот начальник работает на самом деле – в подразделении «ЗАЗа» или в ЗАО «Джаз», или в ООО «Джаз-А» и как эти структуры между собой связаны, как зоопарк у них оказался? И отправляют дело на доследование. Знающие люди при этом замечают: мол, вот до чего довело дробление некогда мощного автомобильного  гиганта, запутаться можно в этих новосозданных фирмах и фирмочках. 
А на днях окончательно и бесповоротно решена юридическая судьба детища «ЗАЗа» - некогда известного футбольного клуба «Торпедо», который в свое время возглавлял нынешний нардеп от КПУ Алексей Бабурин, получивший тогда первым в СССР разрешение от ЦК КПСС на коммерческую деятельность. По этому поводу даже было постановление ЦК КПСС.
Сегодня налоговики обратились в суд с иском о прекращении предпринимательской деятельности футбольного клуба «Торпедо», который не предоставляет налоговую отчетность уже три года. Представитель клуба в суд не явился.  Решение суда – «прекратить юридическое лицо – футбольный клуб «Торпедо». Был клуб, и нет клуба - такой вот футбол у первенца коммерции бывшего СССР.

6.  ПРОИЗВОДСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. АВТО, ДЕНЬГИ, ХОЗЯИН

Сегодня, по последним официальным данным,  Запорожский автозавод - самый большой украинский производитель автомашин, в январе-октябре 2011 года  запустил 50 тысяч  991  автомобиль, что на 49, 8% превышает  показатель января-октября 2010 года.

Что же это за автомобили? За 10 месяцев автозавод выпустил: Ланос – 9. 853, chance (экспортный вариант lanos) – 21. 574, ВАЗ – 2. 135, sens – 5.801 , “Ланос-фургон” – 820, Zaz forza – 2. 833 (chery) – 4. 323, chevrolet – 524, kia – 2. 741, ЗАЗ – семь, грузовых Тата – 208, автобусов – 172 ед. На экспорт по результатам января-октября поставлено 24. 436  автомашин - 48% от общего объема выпуска.

ДЕНЬГИ. По результатам 2010 года завод  запустил 45. 465 авто, что на 2% меньше этого показателя 2009 года. Завод окончил год с чистой прибылью 9, 96 млн. грн,  в 2009-м его чистый убыток  достиг 158, 76 млн. грн.

Кто сегодня хозяин «ЗАЗа»? Ничего не изменилось - все тот же народный депутат Украины от БЮТ, а теперь близкий к  Партии регионов Тариэл Васадзе. По официальной информации ПАО «ЗАЗ», контрольным пакетом акций ПАО “Запорожский автомобилестроительный завод” владеет корпорация “УкрАвто”, которая кроме этого имеет контрольный пакет акций польского автозавода fso. В структуру компании входит  более 400 автосервисных компаний в городах  Украины, дистрибьюторские и дилерские организации ведущих автомобильных брендов, и сеть автозаправочных комплексов.

 
7. НОВИНКА СЕЗОНА ОТ «ЗАЗа» – «ЗАПОРОЖСКИЙ КИТАЕЦ

Время от времени цеха автозавода украшаются разноцветными шариками. На автозавод съезжается высокое начальство городского, областного и столичного уровней, мэр города, губернатор, ТВ и газетчики. Повод - открытие нового производства и презентация новой модели автомобиля.
17 февраля 2011 года на  «ЗАЗе»  с большой помпой председатель правления Николай Евдокименко презентовал новую модель - автомобиль " ЗАЗ  Forza".  Дизайн новой модели придумали итальянские специалисты. Хотя новая машина по происхождению «китаец» (»Форца» — почти точная копия Chery A13). Итальянцы  дали ей название - "Forza". В переводе - это "сила", "движение", "вперед". Ну, насколько точно отвечает новый автомобиль своему названию, можно еще поспорить. В одном можно согласиться сразу – новая машина действительно двигается,  едет вперед, и назад – тоже.
В этом смог  убедиться весь съехавшийся бомонд -  и губернатор Петров, и глава облсовета  Матвиенко, и глава «УкрАвто»  Васадзе, и мэр Запорожья  Син вместе с секретарем горсовета, главным регионалом города Кальцевым, которые не преминули даже поставить  свои подписи на капоте новой модели. Важность этой процедуры была настолько велика, что высокопоставленные подписанты выстроились  в очередь с фломастерами в руках. Оказалось, что «расписное» авто поместят в музей ПАО «ЗАЗ», как говорится, для истории и потомков.
Многие из присутствовавших на церемонии так и не поняли, за что бомонд удостоился такой чести, если его представители машину не собирали, они даже отверток  в руках при этом не держали. Единственным из бомонда, чья подпись не появилась на капоте новинки, оказался премьер-министр Украины Николай Азаров – он вообще не приехал на презентацию, у председателя правительства в последний момент изменились планы. 

8.   РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 148 ЛЕТ.

Как уже сообщалось в СМИ, базовая «Форца»  на пару тысяч гривен дороже «Ланоса» в аналогичной комплектации (82 тысячи 620 гривен против 80 тысяч 160 гривен),  и вызывает сегодня у водителей массу нареканий, несмотря на свой вполне современный вид. Мол, и подвеска жесткая,  и клиренс низкая, и качество сборки хромает, и китайский мотор мелитопольской сборки заявленные 109 «лошадок» воет, но не вытягивает, и передние стекла тарахтят, и управляемость, по мнению экспертов журнала «Авторевю»– не самая сильная сторона нового авто. И это притом, что украинским инженерам в  этой новинке многое пришлось исправлять. Но на «ЗАЗе» не унывают – обкатается.

 
На вопрос Weekly.ua о том, что в Украине нет отечественных автобрендов Тариэл Васадзе: «Нельзя же от ребенка сразу требовать того, что может большой человек. Сначала его нужно вырастить... Это не значит, что ЗАЗ станет такой компанией. Придут BMW, Volkswagen, как это было в России. Там инвестируют в отрасль 22 мировых производителя». И как это понимать? Видимо, так – «ЗАЗ» и дальше, получая льготы от государства, будет  выпускать клоны китайских и корейских машин под своим именем, а также осуществлять крупноузловую сборку Chevrolet, KIA. Действительно, что требовать от ребенка? Я полистал страницы  истории «ЗАЗа», размещенной на официальном сайте компании. Там написано: год рождения ребенка, то есть «ЗАЗа» - 1863 год. Так что  ребенку уже 148 лет.

9.  СУДЫ. СКАНДАЛ С ЗАКУПКОЙ МАШИН ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Хорошее была затея у «ЗАЗа» - обеспечить инвалидов доступными автомобилями. Да еще при полном согласии правительства Юлии Тимошенко. А дальше пошли хроники и колики.
В январе 2010 года премьер заявила: правительство разработало схему, по которой Запорожский автомобилестроительный завод выпустит 100 тысяч автомобилей для людей с ограниченными физическими возможностями. Тимошенко заметила, что правительство планирует решить вопрос с автомобилями для инвалидов за один год - для этого  под государственные гарантии будут привлекаться долгосрочные (сроком до 20 лет) кредитные ресурсы.
В октябре 2010 года Запорожский  автомобилестроительный завод  договаривается с Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний о поставке 205 автомобилей для инвалидов на сумму 11,788 млн. гривен (без НДС) до 2012 года.

 
В августе 2011 года суд открывает первое заседание по иску заместителя Генерального прокуратуа в интересах Кабмина и Минфина к Фонду социальной защиты инвалидов и Запорожскому автозаводу. Прокурор просит признать «недействительным договор №10 от 21.10.2010 года о закупке автомобилей для обеспечения инвалидов и дополнение к нему   в части закупки 1779 автомобилей на сумму 69 млн. 882 тыс. 678 грн»
А также  признать недействительными решения Тендерного комитета и Минэкономики на закупку автомобилей для инвалидов в ПАО «ЗАЗ», потому как договор между Фондом и «ЗАЗом» «завідомо суперечить інтересам держави і суспільства».
Это как же? Очень просто. Генпрокуратура считает, что «доводом цього є те, що ЗАТ «ЗАЗ» реалізував Фонду автомобілі за ціною вище, ніж іншим особам». Представитель прокуратуры просит суд взыскать с ПАО «ЗАЗ» в пользу Госбюджета 69 млн. 882 тыс.  678 грн. Кроме того, прокурор просит суд в порядке ст. 66, 67 ХПК Украины, на время судебного рассмотрения и до решения дела по сути в обеспечение иска наложить арест на имущество и денежные средства «ЗАЗа» в границах суммы иска – 69 882 678 грн.
После разбирательства Хозяйственный суд Киева отказывает Генеральной прокуратуре  в удовлетворении исковых требований, но скандал продолжается, потому как прокурор имеет право на  апелляцию.
В других судах продолжается судебное разбирательство по поводу еще одного прокурорского иска, в котором стражи закона считают, что  действиями АО «ЗАЗ» нанесен ущерб Госкомрезерву Украины – хранили государственное добро плохо, вот оно и пропало. И здесь сумма с несколькими нулями. И это не последнее судебное дело, возникшее в последнее время. Как мне разъяснили в органах запорожской власти,  беда руководства «ЗАЗа» в том, что не на того поставили во время последних президентских выборов.



10. ПОЛИТИКА – ДЕЛО ТОНКОЕ. Предать – значит предвидеть

Если бы «ЗАЗ» заполнял анкету, то в графе «партийность» мог бы честно, смело и открыто написать: БЮТ, «Батьківщина», потому как автомобильный завод по сути  стал как бы «осередком» этой партии, о чем в Запорожье  все знают.  Впрочем, «ЗАЗ» последнние два десятка лет никогда не стоял в стороне от политической жизни, а наоборот всегда в ней активно участвовал. 
Прежде всего потому, что это одно из крупнейших  бюджетообразующих предприятий Запорожья с большим коллективом. Представители автозавода постоянно имеют своих депутатов в городском и областном советах, в исполкоме Запорожского горсовета, а председатель правления «ЗАЗа» Николай Евдокименко – просто-таки невероятная работоспособность! – умудряется быть и членом исполкома, и депутатом от БЮТ, и заседать в областной власти, и руководить предприятием.
У партии «Батьківщина» и сегодня есть своя фракция в городском совете, которая поддерживает все начинания мэра, на которого постоянно наезжают депутаты-регионалы.  Несмотря на политическую борьбу в горсовете и давлении регионалов,  пробютовский мэр Син пережил одного губернатора-регионала Петрова и надеется на мирное сосуществование с новым губернатором-регионалом  Александром Пеклушенко, хотя некоторые политики в Запорожье уже заявили: Син при Пеклушенко будет английской королевой.
Александр Син на последних мэрских выборах шагнул в кресло градоначальника с должности помощника главы «ЗАЗа» и руководителя горорганизации «Батьківщина». И сразу после избрания городским головой  объявил о выходе из партии, потому как мэр, считает Син, должен состоять  только в одной партии – партии жителей Запорожья. Правда, такую партию  в городе пока не создали.
А в связи с выходом народного депутата  Васадзе из фракции БЮТ в Верховной Раде и переходе к регионалам по Запорожья пошли слухи, что и «ЗАЗ» теперь делает крен в сторону Партии   регионов. И все сразу посмотрели в сторону офиса партии «Батьківщина», который находится в помещении «ЗАЗа», почти на главном проспекте Запорожья. Нет, партийный офис Тимошенко никуда не съехал – он по-прежнему в «зазовском» здании возле Дворца культуры автозаводчан, там по-прежнему развеваются партийные стяги.
По всей видимости,  приспускать флаги в ближайшее время здесь не собираются. Хотя активности у бютовских партийцев в городе заметно поубавилось. Если не сказать больше – активность сошла на нет. Исчез из поля зрения запорожцев  выходец с «ЗАЗа» народный депутат от БЮТ Валерий Крайний, политически неактивен и сам председатель правления автозавода Евдокименко, который в последнее время больше политики  увлекается футболом, бегая по футбольному полю своего спортивного комплекса вместе с народным депутатом от КПУ Алексеем Бабуриным. В отличие от политики  здесь не бьют даже БЮТ ниже пояса.

ВАЛЕРИЙ ПОЛЮШКО, фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий